Sunday 14 June 2015

Наш современник: Арик Григорян






- Хочу сказать одну вещь. Вас спрашиваю, что почувствовали?
- Когда? Во время их пения? Наверно, радость, счастье…. Больше- безумие…
- Но я не увидел вас в этом состоянии. Я не увидел, потому что вы не показываете это. Смотрите, внутри каждого из вас есть отдельное безумие, у тебя есть и у тебя, у тебя …. Ты немного молчаливая, но у тебя внутри тоже есть все это. Это, главное, в музыке.
Неважно, нота правильна или нет. Ну про это не говорят, потому что если ты музыкант, то нота должна быть правильной, это без комментариев. Здесь самое главное, как ты передаешь музыку, какой энергией. Кстати, есть много классической музыки, симфонии, которые являются ничем иным, как молчанием. Например, собралось много людей, оркестр со сто пятьюдесятью членам, смотрят на часы и пять минут молчат. Ни зал, ни музыканты ничего ни делают. Что это значит?
Но там не каждый человек может стоять и молчать, это очень сложное дело. Это похоже на то, что на сцене будешь шуметь, и этот шум будет правильно приниматься. Не так, как шум, а как "музыкальный шум".
Самое главное на сцене – это энергия, не правда ли? Например, я умею петь "Кикос", и когда мне было шестнадцать лет, я тоже играл это произведение. Что из себя представляет "Кикос"? В чем смысл сказки?
-Мысль о том, что пока не быесли ничего пока нет, они уже представляют, что Кикос пойдет и ударит голову о камень.
- Вы придаете значение этому? Вы думаете об этом? Или вы думаете, как принимать правильные музыкальные решение? Думаю, что второе. Прав ли я?
- Не только второе.
- Смотрите ребята, что значит фольклор? Знаете ли вы?
- Народный?
- Какой народный?
-Песня, музыка.
- Ладно. Фольклор -значит мудрое слово народа. Слово. Да?
Чем отличается наша народная музыка? Какие особенности есть у нее по сравнению с другими народными песнями? С речью, с языком. Наш язык отдает особенностьпредпочтение нашей народной музыке, потому что с самого начала, было песня, а не флейта. Были песня и речь, не правда ли? Никогда не было только ''ла, ла, ла'', а было всегда с речью.
Знаете ли вы, как создалась народная песня? Как это было? Как?
- Каждый раз, делая какую- нибудь работу, они думали, что делать, чтобы создать песню, и так во время роботы создали песню.
- Первый вариант.
- Обрабатывалось что-то…
- Или когда уклатыали ребенка спать, во время укачивания пели песню.
- Ты прав и это второй вариант. Но многие народные песни создавались так. Знаете, что значит "jam session"? Кто незнает? "Jam session"- это, когда разные музыканты собираются и начинают играть, делают "jaming". Боб Марли имеет такую песню:"Jaming, I want to jaming with you". Не слышали?
Например, я приехал из Ширака, она -из Васпуракана, та- из Котайка, а откуда ты приехала? Например, из Лори. Например, в Лори была церемония. Это была церковная церемония или какие-то светские церемонии. Музыканты приехали и после того, как вместе пили, начали играть, создалось что-то новое. На основе армянских песен создавалась что-то новое. А человек, как Комитас и люди, похожие на него, записывали это. И поэтому, если мы будем изучать песни Комитаса, мы увидем, что там есть много попурри. Например, чувствуется, что одна песня состоит из трех, разных песен. В это же время и записывались эти песни. И многие, девяносто процентов наших песен записывались блиц, приходили музыканты, один с зурной, другой с дудочкой, с сазом, с бамбиром, кто-то пел, и создавались народные песни. Они сочинялись в течение этого, как сочиняли народные певцы и другие люди. И многие песни, девяносто процентов так и создавались. Комитас это записывал.
Пожалуйста, сыграйте.
- На флейте?
- Нет, другую песню.
- Аааа …
- Можно сказать еще одну вещь? Вначале, когда вы пели, я не понимал слова. Поэтому я говорил вначале, что значит фольклор. "Мудрые слова народа", не правда ли? Если песня имеет слова, то они должны быть понятными. Если песня имеет слова, то эти слова должны быть понятными. Да? Если нет, то пусть не будут слов, пусть будет "ммммм…..". Если она имеет слова, то мы должны понимать. Автор писал слова, и вы видели то, что он писал (наверно). Ты должна понимать, сам быть зрителем. Это лучше. Когда ты поешь слова, твоя энергия теряется. Ни пробовал .? Четко произноси то, что говоришь .?. Как понятно говоришь со мной, так и должна петь. Никто не обязывает, что во время пения ты должна петь слово немного так … последняя буква тоже должна слышаться. Не правда ли? Это и является сложностью для звучания нашего армянского языка. Например, что я заметил во время пения на грабаре? Для меня грабар более мелодичен, его буквы поются. Если я это переведу на новоармянский язык, то это станет эстрадой.
- Это импровизация, потому что до сих пор люди думали, как делать, чтобы слушать '' Бамбир'', Сержа Танкяна, какой-то концерт, хорошие группы, Рубена Ахвердяна. Себастации придумали хорошую вещь. Они придумали, как сделать, чтобы они нас слышали. Они придумали этот проект вместе со своей учительницей и по очереди приглашают любимых людей, как ты. Я смотрел, как внимательно слушали, когда ты говорил. Это значит, что ты авторитет. Ты почти ''Блеян Ашот'', в добром смысле. Я очень рад, что ты с нами.
- Я тоже очень рад.
- Что принял предложение, это очень важная встреча-общение.
- Для меня тоже. Ребята, знаеjте одну вещь, по -моему мнению, песня не имеет родины, во всяком случае. Это явления из другой сферы, просто она проходит через разные народы. Она другое явление. Проходя через армян, она становится армянская, проходя через монголов, становится монгольским, но она совсем другое явление. Она даже не является ветвью искусства. Мы говорим, что музыка -искусствo, но она более, чем искусство. Например, один немецкий философ: Освальд Шпенглер говорит, что музыка -единственнoe направлениe искусства, которoe имеет делo с темнотой. Никакoe другoe направлениe искусства не может развить деятельность без света. Только музыка может, потому что она, наверно, пришла от космоса,
она Божий подарок людям, чтобы чего бы ни случилось, мы утешались ею. Мне так кажется. И мы как музыканты, вы как будущие музыканты должны держать наши души-фильтры чистыми, чтобы это явление лучше проходило через нас и вышло чистым.
Почему мы говорим, что музыка Моцарта, так чиста, что может лечить? Потому что, он тоже был чистым. Его душа, этот фильтр не был грязным и поэтому, музыка так чисто проходила через него. Это и является секретом. Она здоровье, она лечение, она все… С музыкой можно лечить человека, она даже может стать причиной заболевания, все можно делать с ней. Я, например выбрал лечебный метод. Меня спросили, что ты делаешь в ТУМО? Ты спросил? Я в основном выбираю тех ребят, которые не имеют чувство ритма, не имеют музыкального слуха. Например, говоришь “пей эту ноту”, а он поет другую. Говорю, слушай, но он не слышит. Он слышит, что я говорю, но почему не слышит ноту? Отчего это, знаете? Почему у него нет чувства ритма?
- Потому что, в его семье не поют.
- Он правильно говорит, потому что в его семье не поют, потому что петь - это стыдно. Петь- это не стыдно, никогда не стыдно. Например, я один год жил в Ирландии и между прочем, они очень похожи на армян, но они без комплексов, потому что они не видели СССР. Они очень любят петь. Даже вулканизаторщик играет на дудочке. Серьезно, я был потрясен. Для него сыграть на дудочке или таре, как грызть семечки. Ни так, что он очень хорошо играет, но это важно для него. Потому что, когда он усталый, он играет какое-то произведение на дудочке и отдыхает. Я очень хочу, чтобы наша молодежь всегда имела с собой что-то такое, как дудочка, инструмент, гармонику, ни важно, что. Что-то, что когда устанешь, можешь играть и отдыхать. Это очень важно.

No comments:

Post a Comment